Сергей Харин (vagant) wrote,
Сергей Харин
vagant

Храмы Ступинского района

25.04.2009



Старинное с. Среднее, которое ныне вошло в состав города Ступино, известно с XVI века. Село сильно пострадало в Смутное время и к 1620 г.превратилось в пустошь. В XVII  в. оно принадлежало Троицкому Белопесоцкому монастырю. Здесь был построен деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

В 1819—1821 гг. построен ныне существующий каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1862 г. расширена трапезная, в которой освящены престолы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского.

В советское время храм закрывался на короткий срок. 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне близ Москвы расстреляны священник храма отец Алексий Колоколов и бывший игумен, псаломщик Федор Иванович Тарасов. 10 декабря 1937 г. на том же полигоне расстрелян служивший в храме игумен Назарий (Павлов).



На территории церкви сохранились старинные захоронения.



Рядом с храмом построен мемориал летчикам ПВО, погибшим при обороне Москвы во время Великой Отечественной войны.





Недалеко от районного центра Ступино расположен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.



Перед входом в монастырь установлена скульптурная композиция совсем нехарактерная для православного искусства.



Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Сергия Радонежского.

Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь».

Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря.

Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 – 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки.

В настоящее время святой преподобный Владимир Белопесоцкий прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом Троицкого собора. В память о Владимире Белопесоцком установлена эта беседка.



Белопесоцкий монастырь с самого начала обратил на себя внимание русских государей своим выгодным стратегическим и географическим положением.

Поэтому новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже Московской Руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите Москвы от набегов крымских ханов. Именно поэтому Великие князья Иоанн III, Василий III, а также и цари Иоанн Грозный, Борис Годунов и Михаил Феодорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.

Например, царь Иоанн Васильевич «подарил монастырю церковную Богослужебную утварь, а царь Борис Феодорович подарил две драгоценные ризы, ныне хранящиеся в Историческом музее, в этом же музее пребывают сейчас некоторые иконы из Троицкого собора собора Белопесоцкого монастыря».

Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.

Однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. Полностью утрачена только одна каменная постройка XVI века, древняя монастырская колокольня. Еще в конце XVIII столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным Никольским храмом, возведенным еще в конце XVI века, была, построена невысокая звонница.



Когда во второй половине XVII века монастырь утратил свое стратегическое положение, жизнь в нём замирает. И тогда с 1681 года древняя обитель становится приписной к Коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.

Троицкий собор Белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею вели три высоких парадных крыльца. К концу ХХ столетия сохранилось только западное крыльцо, однако эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. Дело в том, что гульбище-галерея двухъярусная. С востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.





Практически одновременно с собором вокруг монастыря были, фактически, заново выстроены и перестроены старые каменные стены и башни.

Только в начале XIX столетия было окончательно завершено развитие комплекса монастырской застройки.
В 1802 – 1804 годах, вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: Сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной XVI века по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), о чем гласит надпись на памятной доске.



 В 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения.

С середины 1930х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных строивших железнодорожный мост через реку Оку.

По достаточно приличной дороге едем в следующее село, которое называется Старая Кашира.



Поселение было основано в конце XIII — начале XIV вв. Великий князь Иван Красный в 1356 г. завещал сыну Димитрию деревню в устье реки Каширки. При  князе Димитрии Донском Кашира стала городом. В конце XV-XVI вв. Каширу пожаловали в кормление бывшим Казанским царям Магмет-Амину, Абдул-Латыфу и Шигалею.

В 1531 г. построили новую Каширскую крепость. Она была деревянной с высокими крепостными валами, сохранившимися до нашего времени у села Городищи. Прямоугольная в плане крепость имела восемь башен. В городе было пять слобод.

В XVI  в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После Смуты крепость перенесли на другой берег Оки. Осталась лишь церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Заречной слободе, в 1816 г. построенная владельцами села дворянами Ильиными. Церковь кирпичная, с белокаменной отделкой, сооружена в традициях сельских храмов эпохи классицизма. Боковые притворы украшены портиками тосканского ордена. Храм увенчан граненой ротондой под куполом. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную.

В советское время храм закрыли. Передан верующим в 1991 г.



 Следующее село Старая Ситня стоит при впадении речки Ситни в Каширку.





От бывшей усадьбы до нашего времени дошла только церковь в честь Рождества Божией Матери, построенная в 1767 г. в стиле елизаветинского барокко. Церковь сложена из кирпича с белокаменными деталями. В конце XIX  в. был пристроен придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.





В начале XIX  в. усадьбой владел Александр Сергеевич Власов — камергер двора, библиофил, собиратель живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства. У него было прекрасное собрание камей, в том числе античных, библиотека редчайших книг. В своем имении он разбил регулярный парк, цветники, построил оранжереи, в которые поместил собрание тропических растений: среди них находились вольеры с декоративными и певчими птицами редких пород.

В советское время усадьбу разрушили (сохранилась только часть парка), в закрытом в 1932 г. храме устроили тир.
В 1996 г. руины переданы общине верующих, храм восстанавливается.

Помимо храма, в Старой Ситне был замечен Дом культуры.



А также жилой дом весьма интересной архитектуры



Следующее село Малино было когда-то дворцовым селом. Оно принадлежало князю Димитрию Донскому, который завещал Малино своей супруге Евдокии, преподобной Евфросинии Московской. С XVII до половины XVIII вв. селом владел Григорий Наумов, любимец царя Алексея Михайловича. В 1774 г. село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II. Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1691 г. Трапезная с пределами во имя святителя Николая и великомученицы Екатерины построена в 1871 г., отапливалась изразцовыми печами. В 1936 г. храм закрыли.Трапезную приспособили под Дом культуры, на месте алтаря в 1966 г. устроили гараж. С 1996 г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью передано Церкви.



 Недалеко от церкви сооружен небольшой мемориал, посвященный Великой Отечественной войне.



Последний объект, который мы посетили по дороге домой, расположен уже в Раменском районе.

Село Боршева когда-то входило в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах князя Димитрия Донского и великого князя Ивана Калиты. До 1728 г. село принадлежало А.Д.Меншикову, затем перешло в ведение конюшенного ведомства, в 1781 г. вошло в состав Бронницкого уезда как сельское поселение.

В 1738 г. в Боршеве построили деревянную церковь во имя святителя Николая.

В 1903 г. на месте обветшавшего храма на средства прихожан возвели новый, из красного кирпича, и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм был живописно расписан, интерьер украшал резной вызолоченный иконостас. начатое строительство колокольни не было закончено.

После смерти в 1936 г. последнего настоятеля — иерея Иоанна Зверева — храм закрыли, трактором снесли купола, разграбили утварь. Из большинства икон сделали опалубку для строящейся рядом плотины. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. Затем начали ремонт для устройства в нем музея колхоза. Но эта затея не увенчалась успехом.

В 1999 г. разоренный храм передали православной общине. Большую часть территории храма тогда занимал магазин.


Tags: Боршева, Малино, РФ:Московская:Раменский район, Старая Кашира, Старая Ситня, Ступино, Ступинский район, храмы
Subscribe
promo vagant август 13, 2016 20:52 546
Buy for 20 tokens
Это были "замечательные" семидесятые годы прошлого века, когда в магазинах радиоэлектроники выставлялся товар, который нельзя было там купить. С различной мелочевкой, типа транзисторных или трехпрограммных радиоприемников было проще, а с покупкой более серьезной техники возникали огромные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments