Сергей Харин (vagant) wrote,
Сергей Харин
vagant

Categories:

Белозерские купцы спилили сук, на котором сидели

Рассказывая вам об одном из древнейших русских городов Белозерске, обещал продолжить тему и рассказать о Белозерском обводном канале, который оказал в середине XIX века значительное влияние на экономику города, разорив одних и возвеличив других. С точки зрения экономики, это явление заурядное и я не стал бы писать об этом пост, а вот с точки зрения строительства гидротехнических сооружений, явление довольно интересное.

DSC02232.jpg


Белое озеро, в силу своего географического положения, оказалось на Мариинском водном пути, который соединял бассейн Волги с Петербургом. Судоходство было интенсивным, однако движение судов по озеру было довольно рискованным. Частые шторма вынуждали судовладельцев либо прекратить на время непогоды перевозки, либо идти на риск, ставя под угрозу, как сохранность грузов, так и жизнь людей.

Какое-то время  подобная сиуация вполне устраивала жителей Белозерска и ближайшего села Крохино. Так как обычные суда с трудом преодолевали озерную гладь в непогоду, то белозерские умельцы начали строить свои собственные суда, которые были более устойчивы к водной стихии. Таки образом грузы доставлялись до Белого озера на одних судах, затем перегружались на другие, а после транзита  через озеро вновь перегружались на обычные суда.

Местные жители зарабатывали на погрузочно-разгрузочных работах, а также на строительстве и ремонте судов. Также они брали деньги за транзитную перевозку товаров.
02.
DSC02283.jpg

Однако 27 августа 1832 года произошла трагедия. Во время бури на дно озера пошли 62 судна. Количество человеческих жертв не сообщается.

Было принято решение о строительстве обводного канала, но строить его начали через 11 лет, то есть в 1843 году.
03.
03.jpg

В 1846 году по Белозерскому водоотводному каналу пошли первые суда. Общая протяженность канала составила примерно 70 километров, а ширина канала чуть больше 30 метров.
04.
02.jpg

Перенесемся на несколько мгновений в наше время. Промышленного судоходства по каналу сейчас не существует, однако хозяин отеля, в котором мы остановились в Белозерске, предлагал нам прокатиться вот на этом кораблике, но, к сожалению, у нас не было на этом времени. Говорят, что сейчас на этом канале тренируются байдарочники.
05.
DSC02176.jpg

На узком перешейке между каналом и озером можно увидеть стальную колонну, на которой указано, что канал сооружен в 1846 году повелением государя императора Николая Павловича. Также там отмечается, что это сделано во время  управления путями сообщения генерал-адъютантом графом Клейнмихелем.
06.
DSC02259.jpg

Основное же население Белозерска от канала не выиграло, а, наоборот, проиграло. Не было больше потребностей в лоцманских и шкиперских услугах, потому что отпала надобность в проводке судов через опасные пороги и неспокойное Белое озеро.

Прорытие канала, отказ от использования специальных судов привели к устранению местной монополии. Белозерские судовладельцы не выдержали конкуренции. Былые капиталы их быстро растаяли.
07.
DSC02263.jpg

Зато появилась должность Начальника судоходной дистанции на Белозерском водоотводном канале. На фотографии можно увидеть, как выглядел дом этого начальника.
08.
06.jpg

Дом, кстати, сохранился до настоящего времени. Сейчас здесь располагается Культурный центр имени Викулова.
09
09.jpg

В Белозерске через канал был сооружен разводной Спасский мост.
10.
07.jpg

Который со временем превратился в Спасскую понтонную переправу.
11.
05.jpg

Мост, а затем переправа назывались Спасскими, потому что они являлись продолжением Спасской улицы. При большевиках Спасская улица превратилась в улицу Дзержинского, а вместе с улицей исчезла и переправа.
11.
DSC02256.jpg

Как напоминание о былом предназначение канала остался погрузочно-разгрузочный механизм.
12.
DSC02260.jpg

На фото остатки стены складских помещений на берегу Обводного канала.
13.
DSC02156.jpg

На набережной осталось несколько каменных домиков, где жил обслуживающий персонал, рангом пониже чем Начальник судоходной дистанции.
14.
DSC02155.jpg

Из окна нашей гостиницы, которую я показывал в предыдущей публикации, можно увидеть несколько номеров, которые расположены непосредственно на водной глади водоотводного канала. За узким перешейком можно увидеть Белое озеро.
15.
DSC02145.jpg

Сейчас набережная канала в черте Белозерска обустроена и выглядит довольно прилично.
16.
DSC02271.jpg

Для тех, кто не читал предыдущую часть, напомню, что 8 октября 2015 году на набережной Белозерска был установлен памятник "Судаку Белозерскому". Начиная с XV века Белозерье было Государевым рыбным двором, поставлявшим рыбу царскому столу, самой знаменитой из них был судак.
17.
DSC02276.jpg

А ещё мы посетили музей "Традиционные лодки Белозерского края". Очень интересное место, экспозиция там не только о лодках, но и вообще о быте местного населения.
18.
DSC02291.jpg

Были когда-нибудь в Вологодской области?
В каких городах?



Tags: РФ:Вологодская, РФ:Вологодская:Белозерск, Россия, автопутешествие, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vagant may 31, 2018 11:01 163
Buy for 20 tokens
Я вот решил завести себе там страничку. - Зачем? - Понятия не имею! - У всех есть, у меня нет. - Значит должна быть. Больше всего мне нравится, что это отнимает намного меньше времени, чем Живой Журнал! Кто готов к взаимоподпискам, то ссылка на мой Инстаграм под катом.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →